Сериалы для религиоведов осень 2015 — весна 2016 года

Blog
2016-04-17
#religion

Осень 2015 и весна 2016 подарили зрителям два, на мой взгляд, на удивление интересных сериала сугубо религиоведческой тематики: «Десница Божья» (Hand of God) и «Путь» (The Path).

Первый — прекраснейший сериал про религиозное обращение в тяжелейших жизненных обстоятельствах через интенсивный личный опыт переживанию божественного вмешательства и попытку последующей проверки этого опыта на истинность со всеми характерными для этой темами проблемами. Прежде всего, в сериале интересно раскрывается вопрос о тонкой грани между верой и безумием, когда даже сам верующий не уверен, является ли его откровение действительно откровением, или это всего лишь игры больного воображения. Особенно если Бог велит убивать людей в качестве мести за сына главного героя, а потом ещё и сообщает ему, что сына, находящегося весь первый сезон в коме, тоже нужно принести в жертву. В сериале также интересно раскрывается вопрос о том, как личное религиозное обращение рассматривается со стороны «нормальных» людей, которые видят в нём лишь помеху способности человека исполнять свои социальные обязанности и пытаются вернуть обращённого в его прошлое состояние.

Всё это, естественно, наполнено внутренними и межличностными конфликтами, причём особенно интересно то, что хорошо проработана не только линия главного героя, но и многие другие персонажи. Например, для меня одним из самых интересных героев сериала оказался священник церкви «Десница Божья», о которой идёт речь в сериале, который помог мне под новым углом посмотреть на тему культуры телепроповедников и христианского плюрпализма в США. Вообще, все члены общины очень глубоко и интересно прорисованы: все они верят в Бога и в миссию своей общины, но при этом сталкиваются с такими жизненными выборами, которые подвергают их веру в Бога тяжелейшим испытаниям. Можно ли пойти на аборт ради того, чтобы проповедовать Евангелие? Можно ли благословить одного из своих прихожан иметь вторую жену ради огромного пожертвования, которое поможет развитию церкви? Как отличить пророка Божьего от лжеучителя? Все эти вопросы встают перед героями сериала.

Свежайший сериал «Путь», пожалуй, получился даже ещё интереснее, чем «Десница». Этот сериал посвящён теме НРД: главные герои принадлежат к общине вымышленного учения под названием «мейеризм». Самое прекрасное в сериале то, что создатели не поленились детальнейшим образом проработать учение мейеризма: в процессе подготовки к съёмкам они даже стали раздавать на улицах брошюры этого учения и добились того, что люди стали пытаться в него записаться.

Пожалуй, «Путь» — это первый сериал, реалистично показывающий атмосферу жизни небольшой реалигиозной общины, принадлежащей к движению, негативно вопринимаемому обществом. В первых трёх сериях авторы прекрасно выдерживают нейтральную позицию, показывая всю сложность данного явления. С одной стороны, показано, как давит «нормальное» общество на членов такой религиозной общины — подчас безжалостно, с изощрённой жестокостью и остервенением стремясь «сломать» этих мерзких «сектантов». Тут и отторжение в школе со стороны сверстников, унижающих и нападающих на детей членов общины, и спивающаяся мать главного героя, буквально шантажом и без всякой видимой цели заставляющая его выпить алкоголь (что запрещено в мейеризме). Всему этому противопоставляются члены общины, пытающиеся в таких тяжёлых условиях следовать учению своего основателя и искренне стремящиеся помочь людям: чего стоит только сцена в самом начале сериала, где члены общины приезжают на место стихийного бедствия, чтобы помочь пострадавшим.

Впрочем, очень быстро мы узнаём, что члены общины тоже отнюдь не ангелы. Сами они подвержены всем привычным человеческим проблемам. Вот жена ревнует (причём, как оказывается, никакой измены не было) своего мужа к другой женщине и пользуется своим авторитетом в общине, чтобы поместить своего мужа и его предполагаему любовницу в своего рода карцер для процедуры очищения. А вот другой члены задаётся вопросом о том, верный ли путь он выбрал в жизни и действительно ли истинно учение мейеризма. Вот он находит женщину, бывшую ранее в общине, которая теперь утверждает, что члены общины убили её мужа по подозрению в предательстве, а теперь охотятся за ней самой. Для полного счастья к делу подключается полиция, «копающая» под членов общины. Где же правда?

Вся эта атмосфера неопределённости, огромного социального давления, сомнений и, в то же время, активных духовных поисков и искренней веры хорошо передаёт психологические особенности, характерные для НРД — во всяком случае, ничего лучше до сих пор ни в сериалах, ни в фильмах мне не встречалось. Слава Богу, наконец-то у нас нет традиционных шаблонов типа «ужасные сектанты, добрые полицейские» или противоположных.

Короче говоря, мой вердикт: религиоведам и интересующимся эти два сериала можно смело рекомендовать к просмотру.

Facial recognition and religion

As facial recognition becomes increasingly common, religious groups seek to utilize it as well. This can be seen as an example of the power of technology to shape seemingly unrelated cultural domains. In a sense, religious actors adopt the logic of surveillance capitalism originally introduced by for-profit companies that nowadays perpetuate various human interactions. At the same time, the rate of adoption of this technology dramatically outpaces ethical, legal, and theological reflections that could protect from its potential harms.

2024-03-29 · Read ›

Interview with Glenn Alexander Magee

A year ago I interviewed Glenn Magee, the author of Hegel and the Hemetic Tradition and the editor of The Cambridge Handbook of Western Mysticism, for the Russian journal “Research in Religious Studies.” Here I am publishing the original version of this interview.

2016-12-28 · Read ›