Иркутская методичка об единорогах, масонах и суициде

Blog
2016-12-29
#religion

Некоторое время назад СМИ рассказали про опубликованную на сайте СК по Иркутской области методичку, в которой признаком суицидальных наклонностей назывались «фотографии единорогов» в социальных сетях, потому что «смерть едет на единороге в ад», а также репосты стихотворений Есенина и Бродского.

Методичку с тех пор отредактировали, но и в новой версии (скриншот) интересного осталось не меньше. Вот что, по мнению «экспертов», свидетельствует о суицидальных наклонностях у детей:

— «в сохраненных картинках ребенка появляются изображения из групп отрицающие моральные ценности, — к примеру, <...> отрицающие религию, бога, критикующие традиции и праздники, а также появление видео и картинок, настраивающих на атеизм»;

— «рисование на руках планет, саинтистских, масонских знаков, перевернутых крестов, сатанинских звезд и различных символов, побуждение сделать татуировки»;

— «копирование на страницы музыки с откровенной символикой мартинизма, сатанизма, и даже фашизма».

Как специалист по изучению НРД и эзотерических движений просто не могу пройти мимо этого текста. Я не очень понял, что имели в виду авторы методички, когда писали про «саинтистские знаки», потому что такого движения как «саинтизм» ни религиоведам, ни исследователям эзотеризма не известно, но каким образом масонство или атеизм связаны с суицидальными наклонностями? Слово «мартинизм», рискну предположить, авторам просто приглянулось из-за того, что похоже на латинское слово «смерть» (mors, mortis) — иначе невозможно объяснить, чем появившееся в середине XVIII века в Европе мистическое течение, не замеченное в пропаганде суицидов, не угодило авторам текста.

Увы, но практика привлечения неквалифицированных, но идеологически правильных, «экспертов» в России по-прежнему имеет угрожающие масштабы, о чём мы писали применительно к религиоведению в начале года. В норме для написания подобных текстов должны привлекаться коллективы профессиональных авторов: психологов, религиоведов и исследователей эзотеризма (если уж речь идет о символике религиозных и эзотерических движений), специализирующихся на соответствующих темах. К сожалению, пока что это редкость, и нишу экспертов зачастую занимают люди с очень странными представлениями об истории религий и эзотерических течений.

В данном же случае авторы то ли просто схалтурили, выдав собственные фантазии и расхожие клише за экспертные рекомендации, то ли злонамеренно использовали возможность для того, чтобы под видом профилактики подростковых суицидов заняться стигматизацией неугодных социальных групп и течений мысли (от атеистов до сатанистов).

Facial recognition and religion

As facial recognition becomes increasingly common, religious groups seek to utilize it as well. This can be seen as an example of the power of technology to shape seemingly unrelated cultural domains. In a sense, religious actors adopt the logic of surveillance capitalism originally introduced by for-profit companies that nowadays perpetuate various human interactions. At the same time, the rate of adoption of this technology dramatically outpaces ethical, legal, and theological reflections that could protect from its potential harms.

2024-03-29 · Read ›

Interview with Glenn Alexander Magee

A year ago I interviewed Glenn Magee, the author of Hegel and the Hemetic Tradition and the editor of The Cambridge Handbook of Western Mysticism, for the Russian journal “Research in Religious Studies.” Here I am publishing the original version of this interview.

2016-12-28 · Read ›